Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Липецкой области от 27.08.2001 № 153-ОЗ
"ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"
(Принят постановлением 31 сессии II созыва Липецкого обл. Совета депут. от 16.08.2001 № 647-пс)

Официальная публикация в СМИ:
"Липецкая газета", 21.09.2001, № 185


Утратил силу в связи с принятием Закона Липецкой области от 08.01.2003 № 33-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (статья 45 данного документа).



27 августа 2001 года № 153-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
постановлением областного Совета депутатов
от 16 августа 2001 г. № 647-пс

Настоящий Закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Липецкой области (далее - области).

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет, цели и задачи Закона

1. Настоящий Закон регулирует правоотношения в сфере взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических лиц, предпринимателей, граждан, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц по охране окружающей природной среды.
2. Правовое регулирование отношений по охране окружающей природной среды осуществляется в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
3. Задачами настоящего Закона являются развитие нормативной правовой основы экологической деятельности, формирование экологического правопорядка на территории области, а также условий для последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально - экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей природной среды.
4. Отношения по охране и использованию земель, недр, атмосферного воздуха, вод и других природных ресурсов и комплексов регулируются в соответствии с действующим законодательством.

Статья 2. Законодательство об охране окружающей природной среды

Законодательство об охране окружающей природной среды основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов области.

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды

При осуществлении на территории области управленческой, хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду, органы государственной власти области, органы местного самоуправления, юридические лица, предприниматели, граждане, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятной окружающей природной среды для жизни, труда и отдыха населения;
научно обоснованным сочетанием экологических, экономических и социальных интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
гласностью в работе и тесной связью с общественными объединениями и населением в решении природоохранительных задач;
международным сотрудничеством в области охраны окружающей природной среды.

Статья 4. Окружающая природная среда как объект охраны

1. На территории области подлежат охране от загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и других вредных воздействий:
естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
2. Особой охране подлежат особо охраняемые природные территории областного значения - государственные природные заповедники, заказники, природные парки, памятники природы, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и их местообитания.

Раздел 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН
НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

Статья 5. Право граждан на благоприятную окружающую природную среду

Каждый гражданин имеет право на окружающую природную среду, не создающую угрозу для состояния здоровья и условий жизнедеятельности. Это право обеспечивается:
проведением экологической экспертизы, лицензированием природоохранной деятельности, нормированием выбросов, сбросов, размещения отходов и других отрицательных воздействий;
мерами по предупреждению, пресечению и прекращению экологически опасной хозяйственной и иной деятельности, оздоровлению окружающей природной среды;
предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;
предупреждением и ликвидацией последствий радиационных загрязнений территорий, аварий, катастроф, стихийных бедствий и иных чрезвычайных экологических ситуаций;
установлением экологических требований к организации и ведению хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду;
экологическим страхованием, возмещением в установленном законом порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;
экологическим контролем, привлечением к ответственности физических и юридических лиц, виновных в несоблюдении экологических требований и условий;
организацией единой системы экологического мониторинга;
системой экологического воспитания и образования;
судебной защитой права граждан на благоприятную окружающую природную среду.

Статья 6. Полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды

1. Граждане на территории области имеют право:
создавать экологические общественные объединения, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды;
принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей природной среды, организованных в установленном действующим законодательством порядке, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления в установленном порядке достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране, а также о предполагаемых изменениях среды жизнедеятельности;
требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или эксплуатации экологически вредных объектов;
требовать в административном или судебном порядке принятия решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное (вредное) влияние на окружающую природную среду и здоровье людей;
ставить вопрос о привлечении к ответственности физических и юридических лиц за нарушение экологических требований и условий, предъявлять в суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением, о защите и восстановлении прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.
2. Граждане обязаны:
соблюдать экологические требования действующего законодательства;
принимать участие в охране окружающей природной среды, сохранении, восстановлении и приумножении природных богатств;
повышать экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию и образованию населения.

Статья 7. Права общественных экологических объединений

Общественные объединения, основными направлениями деятельности которых, в соответствии с их уставами, является охрана окружающей природной среды, имеют право:
осуществлять общественный контроль и проводить общественную экологическую экспертизу в установленном законодательством порядке;
требовать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране от органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также от специально уполномоченных на то государственных органов в сфере охраны окружающей природной среды;
направлять материалы общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы в органы государственной власти области, местного самоуправления, в специально уполномоченные на то государственные органы в сфере охраны окружающей природной среды, а также в средства массовой информации;
участвовать с целью повышения экологической культуры населения в пропаганде экологических знаний;
привлекать на добровольных началах граждан к природоохранной деятельности;
проводить собрания, митинги, шествия, пикеты, демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов, общественных слушаний по наиболее злободневным экологическим проблемам области;
ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
вносить в органы государственной власти области, органы местного самоуправления предложения по совершенствованию деятельности по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности;
требовать в административном или судебном порядке:
отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, расширении, техническом перевооружении и эксплуатации экологически вредных хозяйственных и иных объектов;
приостановления или прекращения деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий;
возмещения вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями;
осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и их уставами.

Статья 8. Экологическое воспитание и образование населения области

С целью повышения экологической культуры граждан устанавливается система экологического воспитания и образования в рамках общеобразовательных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программ в образовательных учреждениях всех организационно - правовых форм в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Статья 9. Полномочия Липецкого областного Совета депутатов в сфере охраны окружающей природной среды

Липецкий областной Совет депутатов:
принимает законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды, обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения, вносит в них изменения и дополнения, осуществляет толкование принятых нормативных правовых актов и контроль за их исполнением;
утверждает областные экологические программы, изменения и дополнения, вносимые в них;
утверждает в составе областного бюджета финансирование областных экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.

Статья 10. Полномочия администрации Липецкой области в сфере охраны окружающей природной среды

Администрация Липецкой области обеспечивает на территории области исполнение природоохранительного законодательства, экологически безопасное состояние окружающей природной среды, для чего:
принимает нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды;
разрабатывает и обеспечивает исполнение областных экологических программ; принимает участие в подготовке и реализации федеральных и межрегиональных экологических программ;
проводит на территории области единую политику в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности населения;
координирует природоохранную деятельность органов государственного управления, юридических лиц, предпринимателей, граждан, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц;
использует экономическое регулирование для реализации задач оздоровления окружающей природной среды;
организует проведение природоохранных мероприятий, имеющих общеобластное значение;
осуществляет учет и оценку состояния окружающей природной среды и природных ресурсов, экологически вредных объектов;
устанавливает с участием специально уполномоченных органов дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании базовых нормативов платы и коэффициентов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством;
осуществляет государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения;
организует экологическое воспитание, образование и просвещение;
обеспечивает население необходимой экологической информацией;
обеспечивает развитие межрегионального и международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
2. В целях обеспечения своих полномочий администрация области имеет право создавать структурные подразделения, государственные предприятия (учреждения), осуществляющие деятельность в сфере охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления

К ведению органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относится:
определение основных направлений охраны окружающей природной среды муниципальных образований, разработка экологических программ;
учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;
учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от формы собственности и подчинения;
планирование, финансирование, материально - техническое обеспечение природоохранных мероприятий;
координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от формы их собственности и подчинения;
организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;
выдача решений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов;
принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;
разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;
организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;
экологическое воспитание, образование, просвещение;
обеспечение населения необходимой экологической информацией;
осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Статья 12. Взаимодействие органов государственной власти области, органов местного самоуправления с территориальными специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды

1. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления содействуют территориальным специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей природной среды в осуществлении их полномочий.
2. Полномочия территориальных специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды определяются в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 4. НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Статья 13. Основные требования к нормированию качества окружающей природной среды

1. Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно - эпидемиологического надзора в установленном действующим законодательством порядке и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
3. При нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды выброс, сброс вредных веществ, обращение с отходами или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, санитарно - эпидемиологического надзора.

Статья 14. Нормативы предельно допустимых концентраций (уровней) вредных веществ

1. Нормативы предельно допустимых концентраций (уровней) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются санитарными правилами для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.
2. С учетом природно - климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных особо охраняемых природных территорий для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.

Статья 15. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, размещения отходов

1. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, размещения отходов, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций (уровней) вредных веществ в окружающей природной среде.
2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов, размещения отходов утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно - эпидемиологического надзора.

Статья 16. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий

1. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение генофонда, здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.
2. Указанные нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно - эпидемиологического надзора.

Статья 17. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия

Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека. Указанные нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно - эпидемиологического надзора.

Статья 18. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве

1. Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.
2. Указанные нормативы утверждаются органами санитарно - эпидемиологического надзора и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды по представлению органов государственной агрохимической службы Российской Федерации с учетом международных стандартов.

Статья 19. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания

1. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.
2. Указанные нормативы утверждаются государственными органами санитарно - эпидемиологического надзора по согласованию с органами государственной агрохимической службы Российской Федерации.

Статья 20. Экологические требования к продукции

1. В стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством экологические требования для предупреждения вредного воздействия на человека и окружающую природную среду.
2. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки, использования и утилизации продукции.

Статья 21. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду

При формировании территориально - производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду с учетом потенциальных ее возможностей, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

Статья 22. Нормативы санитарных и защитных зон, санитарно-защитных зон

Нормативы санитарных и защитных зон, санитарно - защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно - оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий.
Санитарно - защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей санитарно - защитных зон осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и действующими нормами и правилами.
В санитарно - защитных зонах не допускается размещение объектов для проживания людей, коллективных или индивидуальных дачных и садово - огородных участков.
В предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены средства на организацию и благоустройство санитарно - защитных зон, включая переселение жителей в случае необходимости, а в составе проектно - сметной документации должен быть представлен проект по ее организации, благоустройству и озеленению в соответствии с действующей нормативной документацией.
Достаточность ширины санитарно - защитной зоны должна быть подтверждена выполненной по согласованным и утвержденным в установленном порядке методам расчета рассеивания выбросов в атмосфере для всех загрязняющих веществ, распространения шума, вибрации и электромагнитных полей с учетом фонового загрязнения среды обитания по каждому из факторов за счет вклада действующих, намеченных к строительству или проектируемых предприятий.
Не допускается сокращения величины санитарно - защитной зоны на основании данных, полученных только расчетным путем.

Раздел 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 23. Экологические требования к организации и ведению хозяйственной деятельности на территории области

1. Хозяйствующий субъект обязан:
выполнять установленный порядок подготовки и реализации хозяйственных решений, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду, иметь лицензии на лицензируемые виды деятельности;
проектировать и размещать объекты хозяйственной деятельности при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия, в том числе при строительстве и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности, меры по обеспечению радиационной безопасности населения и предотвращению экологически опасной деятельности;
оснащать технологические процессы и оборудование системами контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
соблюдать технологические режимы, обеспечивать надежную, эффективную работу очистных сооружений, установок и средств контроля обезвреживания и утилизации отходов;
предоставлять в установленном порядке достоверную информацию, необходимую для осуществления государственного экологического контроля;
осуществлять комплексное развитие своей территории с учетом необходимости создания благоприятной для населения окружающей природной среды;
осуществлять мероприятия по проектированию и организации санитарно - защитной зоны.
2. Запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность:
в пределах зон охраны особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, которая причиняет или может причинить вред объектам историко - культурного наследия, особо охраняемым природным территориям, окружающей природной среде или ухудшает их состояние и нарушает целостность и сохранность;
в пределах водоохранных зон;
приводящая к захламлению, загрязнению, деградации земель, а также вызывающая порчу и уничтожение плодородного слоя почвы;
связанная с нарушением или разрушением естественных экологических систем и природного равновесия, с неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов и организмов, с наступлением других необратимых последствий.
3. Запрещается:
инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает экологическим, санитарно - гигиеническим и другим требованиям действующего законодательства;
расселение, применение, разведение биологических видов, не свойственных природе области, а также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения и разрешения специально уполномоченных на то государственных органов по охране окружающей природной среды;
выбросы вредных веществ в окружающую природную среду с превышением предельно допустимых концентраций;
сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод, в том числе сброс в водные объекты и захоронение производственных, бытовых и других видов отходов радиоактивных и токсичных веществ (материалов);
производство и импорт продукции, не имеющей технологии ее переработки, обезвреживания и утилизации отходов;
ввоз, а также транзит (дальнейшая транспортировка) экологически опасных грузов (изделий), отходов, сырьевых ресурсов, осуществляемые с нарушением экологических норм и правил;
сжигание производственных, бытовых и иных отходов, в том числе токсичных, открытым способом и без организации очистки отходящих газов;
иная деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 6. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ
ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ

Статья 24. Особо охраняемые природные территории и объекты

1. К особо охраняемым природным территориям и объектам относятся государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно - оздоровительные местности и курорты, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, включенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу области, а также иные категории особо охраняемых природных территорий, устанавливаемые органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
2. Особо охраняемые природные территории и объекты могут иметь федеральное, областное и местное значение. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов областного и местного значения регламентируется действующим законодательством.

Раздел 7. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 25. Лицензирование природопользования

1. Пользование природными ресурсами, осуществление деятельности природоохранной направленности хозяйствующими и иными субъектами допускается на основании лицензий (разрешений), выдаваемых специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды.
2. Порядок выдачи, приостановки действия и аннулирования лицензий на природопользование регулируется действующим законодательством.

Раздел 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Статья 26. Экономическое регулирование охраны окружающей природной среды

1. Экономическое регулирование в области охраны окружающей природной среды осуществляется с целью формирования у хозяйствующего субъекта экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства.
2. Экономическое регулирование охраны окружающей природной среды включает в себя:
программно - целевое планирование, финансирование и материально - техническое обеспечение мероприятий по охране окружающей природной среды;
установление лимитов природопользования, нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов и других видов вредных воздействий;
установление квот, норм изъятия природных ресурсов из природной среды, использования территорий;
установление платы за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на природную среду;
экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды;
экологическое страхование;
иные меры экономического регулирования охраны окружающей природной среды, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 27. Лимитирование природопользования и воздействия на окружающую природную среду

Использование природных ресурсов может быть ограничено и прекращено решением специально уполномоченных на то государственных органов в пределах своей компетенции в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Статья 28. Платность использования природных ресурсов

1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
2. Средства за нормативные, сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду зачисляются в соответствующие бюджеты согласно действующему законодательству.
3. Запрещается расходование средств на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.
4. Внесение платы за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Статья 29. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды

Экономическое стимулирование рационального природопользования и деятельности по охране окружающей природной среды осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 30. Разработка и финансирование экологических программ

1. В целях обеспечения реализации единой государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды разрабатываются целевые экологические программы.
2. Финансирование мероприятий, предусмотренных экологическими программами, производится за счет:
целевых средств федерального бюджета;
средств областного и местных бюджетов;
средств природопользователей;
иных средств.

Раздел 9. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Статья 31. Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Статья 32. Государственная экологическая экспертиза

1. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Положительное заключение государственной экологической экспертной комиссии является одним из обязательных условий для открытия финансирования и реализации объекта экологической экспертизы.

Статья 33. Общественная экологическая экспертиза

1. Общественная экологическая экспертиза может быть организована и проведена по инициативе граждан, органов местного самоуправления и общественных объединений. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
3. Заключения общественной экологической экспертизы могут опубликовываться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы и другим заинтересованным лицам.

Раздел 10. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

Статья 34. Зоны чрезвычайной экологической ситуации

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории области, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов организмов.

Статья 35. Зоны экологического бедствия

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории области, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Статья 36. Объявление зон чрезвычайной экологической ситуации, зон экологического бедствия, осуществление мер по их оздоровлению

Объявление зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия на территории области, ограничение или прекращение в их пределах хозяйственной и иной деятельности, осуществление мер по их оздоровлению и финансирование этих мероприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 11. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Статья 37. Государственный экологический контроль

1. Государственный экологический контроль осуществляется в целях сохранения и улучшения качества окружающей природной среды посредством обеспечения соблюдения требований природоохранительного законодательства, экологических норм, правил и других нормативных документов, выполнения программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.
2. Государственный экологический контроль осуществляется территориальным специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, а по вопросам охраны отдельных видов природных ресурсов также и специально уполномоченными государственными органами в области использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, действующими на территории области, в соответствии с их компетенцией.
Должностные лица органов государственного экологического контроля в пределах своей компетенции имеют право:
беспрепятственно посещать (по предъявлении служебных удостоверений) предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, а также в установленном порядке воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных сил, органов внутренних дел и федеральной службы безопасности, получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного экологического контроля;
проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и других объектов и сооружений;
устанавливать по согласованию с органами санитарно - эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ и размещения отходов;
вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
проверять соблюдение норм и правил осуществления производственного экологического контроля;
давать обязательные для исполнения предписания юридическим и физическим лицам об устранении экологических правонарушений и выполнении необходимых и достаточных мероприятий по охране окружающей природной среды;
привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека в результате экологических правонарушений;
выдавать обязательные для исполнения предписания об ограничении или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении ввода в эксплуатацию объектов, строительство (реконструкция) которых выполнено с нарушением экологических требований и заключений государственной экологической экспертизы, а также об ограничении или приостановлении другой хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с экологическими правонарушениями и причиняющей вред окружающей природной среде;
пользоваться иными правами, предоставленными действующим законодательством.
3. Решения территориальных специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
4. Решения органов государственного экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством.

Статья 38. Производственный экологический контроль

1. Предприятия и иные хозяйствующие субъекты всех форм собственности осуществляют обязательный производственный экологический контроль выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды и выполнения требований природоохранительного законодательства.
3. Производственный экологический контроль должен обеспечивать объективную экологическую информацию о влиянии хозяйствующих субъектов на окружающую среду. Хозяйствующие субъекты в установленном порядке предоставляют ее органам государственной власти области, органам государственного экологического контроля и органам местного самоуправления.

Статья 39. Общественный экологический контроль

Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями, трудовыми коллективами, а также гражданами в порядке, установленном действующим законодательством.

Раздел 12. ИНФОРМАЦИОННОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Статья 40. Система информационного обеспечения охраны окружающей природной среды

Информационное обеспечение деятельности по регулированию природопользования и охране окружающей природной среды включает:
комплексные, отраслевые, территориальные кадастры природных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
данные статистического учета использования, изъятия отдельных компонентов окружающей природной среды, воздействий на окружающую природную среду;
инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых природных территорий и объектов;
государственный экологический мониторинг;
локальный мониторинг, осуществляемый субъектами хозяйственной деятельности, которые используют природные ресурсы и оказывают влияние на окружающую природную среду.

Статья 41. Отраслевые и территориальные кадастры природных ресурсов и природных объектов

1. С целью создания условий для экологически ориентированного территориального и отраслевого развития разрабатываются кадастры природных ресурсов и природных объектов (территориальные и отраслевые), которые представляют собой систематизированный свод данных об отдельных видах природных ресурсов и природных объектов, а также о природно - ресурсном потенциале конкретной территории и его использовании.
2. Организацию и ведение отраслевых кадастров природных ресурсов осуществляют специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.
3. Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов и природных объектов области разрабатываются на основе показателей отраслевых кадастров природных ресурсов и данных экологического мониторинга. Организацию и ведение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов осуществляет территориальный специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды.
4. Формирование, финансирование и ведение отраслевых и территориальных кадастров природных ресурсов и природных объектов осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 42. Территориальная система государственного экологического мониторинга

1. Информационное обеспечение управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития области осуществляется с помощью территориальной системы государственного экологического мониторинга области. Территориальная система государственного экологического мониторинга области является частью Единой государственной системы экологического мониторинга.
2. Территориальная система государственного экологического мониторинга области обеспечивает создание территориального фонда сведений о состоянии окружающей природной среды, природных ресурсов; источниках антропогенного воздействия.
3. Территориальная система государственного экологического мониторинга включает:
наблюдение по единым программам и методикам за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов и источниками антропогенного воздействия на них;
оценку состояния объектов наблюдения;
прогноз их изменений;
выработку рекомендаций и разработку мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
4. Государственный экологический мониторинг осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Раздел 13. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Статья 43. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды

1. Споры в области охраны окружающей природной среды разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Решения органов государственной власти, специально уполномоченных органов управления и экологического контроля в области охраны окружающей природной среды, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством.

Статья 44. Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды

За нарушение законодательства об охране окружающей природной среды должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско - правовую, материальную, юридические лица - административную и гражданско - правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 45. Вступление Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава администрации
Липецкой области
О.П.КОРОЛЕВ
Липецк
27 августа 2001 года
№ 153-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru