Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АС Липецкой области от 21.07.2006 № А36-3926/2005
В удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба, возникшего в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за потребленный природный газ членам семей инвалидов ВОВ, участников ВОВ, ставших инвалидами по общему заболеванию, инвалидов боевых действий, ставших инвалидами по общему заболеванию, инвалидов боевых действий, ставших инвалидами при исполнении, отказано, поскольку истец предоставлял льготы категории граждан, не имеющей право на получение мер социальной поддержки.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 июля 2006 г. Дело № А36-3926/2005

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2006 г.
Решение изготовлено в полном объеме 21 июля 2006 г.

(извлечение)

Арбитражный суд Липецкой области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Л", г. Липецк, к:
1. Управлению социальной защиты населения администрации Липецкой области;
2. Управлению социальной защиты населения города Ельца;
3. Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г. Москва;
3 лица: Управление федерального казначейства по Липецкой области; Управление финансов администрации Липецкой области,
о взыскании 113026 руб. 06 коп.,
при участии в заседании:
от истца: начальник отдела ценообразования Г. (доверенность № 012-20 от 10.01.2006); ведущий юрисконсульт Ш. (доверенность № 012-82 от 31.12.2005);
от ответчика - Управления социальной защиты населения администрации Липецкой области: главный специалист организационно-правового отдела Б. (доверенность № 10-09/52 от 26.06.2006);
от ответчика - Управления социальной защиты населения г. Ельца: начальник отдела единовременных денежных выплат Н. (доверенность № 1196 от 14.07.2006);
от ответчика - Российской Федерации в лице Минфина РФ: главный специалист юридического отдела Е. (доверенность № 824 от 01.02.2006);
от 3 лица - УФК по Липецкой области: главный специалист юридического отдела Е. (доверенность № 046-11/1759 от 06.06.2006);
от 3 лица - Управления финансов администрации Липецкой области: консультант управления Л. (доверенность № 08-22-02/05-01 от 18.08.2005),

установил:

Иск заявлен о взыскании ущерба в сумме 113264 руб. 64 коп., возникшего в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за потребленный природный газ членам семей инвалидов ВОВ, участников ВОВ, ставших инвалидами по общему заболеванию, инвалидов боевых действий, ставших инвалидами по общему заболеванию, инвалидов боевых действий, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", за период с июня по июль 2005 г.
Определением суда от 29 ноября 2005 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
В ходатайстве № 09-2206 от 29.11.2005 (т. 1, л.д. 183) истец заявлял о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, в связи с чем суд в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса РФ произвел замену ненадлежащего ответчика надлежащим ответчиком - Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ.
В судебном заседании 20 - 24 марта 2006 г. истец заявил об уменьшении размера исковых требований до суммы 113026 руб. 06 коп. в связи с произведенным перерасчетом и пояснил, что указанная задолженность образовалась из суммы 56309 руб. 48 коп. - непосредственно по носителям льгот и 56716 руб. 58 коп. - по членам семей носителей льгот (т. 2, л.д. 84).
Суд, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принял уменьшение размера исковых требований, поскольку это право истца, оно не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В судебном заседании 12.07.2006 истец вновь заявил об уменьшении исковых требований до суммы 56716 руб. 58 коп., составляющих льготы по членам семей носителей льгот (т. 2, л.д. 122). При этом указал, что сумма ущерба в размере 56309 руб. 48 коп. по носителям льгот ему перечислена после обращения в суд с настоящим иском (т. 3, л.д. 7).
Суд, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимает уменьшение размера исковых требований.
Ответчик - Управление социальной защиты населения администрации Липецкой области - требования не признал, поскольку считает, что в соответствии с действующей редакцией Федерального закона "О ветеранах" 50% скидкой по оплате коммунальных услуг, в том числе и за природный газ, пользуются только инвалиды ВОВ, участники ВОВ, ставшие инвалидами по общему заболеванию, инвалиды боевых действий, ставшие инвалидами при исполнении служебных обязанностей. По его мнению, на членов их семей указанная льгота не распространяется, в связи с чем полагает, что компенсацию по оплате 50% стоимости потребленного природного газа на членов семей носителей льгот выплачивать истцу он не обязан.
Ответчик - Управление социальной защиты населения г. Ельца - в судебном заседании и письменном отзыве на иск требования не признал по аналогичным основаниям.
Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ - пояснил, что свои обязательства в части выделения субвенций, предусмотренных на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (в том числе и по ФЗ "О ветеранах"), на 2005 год были исполнены в полном объеме, в связи с чем в областной бюджет Липецкой области в целом перечислено 222924 тыс. рублей. Перечень категорий граждан, дающий право на получение льгот по названному Закону, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Таким образом, требования истца по взысканию ущерба по возмещению льгот на членов семей не подлежат удовлетворению.
Определением суда от 15.05.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены Управление федерального казначейства по Липецкой области и Управление финансов администрации Липецкой области.
3 лица также считают требования истца необоснованными и неправомерными.
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2006 г., поскольку в судебном заседании 12 июля 2006 г. был объявлен перерыв до указанной даты, о чем свидетельствует запись в протоколе судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Истец с 01.01.2003 осуществляет поставку газа населению на территории Липецкой области, а также производит начисления (в том числе и с учетом льгот) и сбор денег за газ.
07.02.2005 между ООО "Л" (далее - "Поставщик"), Управлением социальной защиты населения администрации Липецкой области (далее - "Управление") и Управлением социальной защиты населения г. Ельца (далее - "УСЗН") был заключен договор № 72 о компенсации расходов в связи с предоставлением льготным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате за потребленный природный газ, согласно которому "Управление" через "УСЗН" доводит до "Поставщика" в электронном виде списки получателей, указанных в пункте 1.1 договора (раздельно по каждой категории) и в течение трех дней со дня поступления от "УСЗН" оформленных актов сверки получателей и сумм понесенных "Поставщиком" расходов в связи с реализацией ими мер социальной поддержки по оплате за потребленный газ, а также на основании представленных "Поставщиком" счетов и счетов-фактур производит через Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Липецкой области или казначейский отдел Управления финансов администрации Липецкой области за счет субвенций Фонда компенсаций федерального бюджета либо средств областного бюджета соответственно (в зависимости от категории получателей мер социальной поддержки) и в пределах выделенных целевых ассигнований выплату "Поставщику" компенсаций путем перечисления соответствующих сумм на его расчетный счет в учреждении банка.
Условия вышеназванного договора выполнялись сторонами до июня 2005 года. В июне - июле 2005 года "УСЗН" г. Ельца не приняло к проверке соответствующие списки льготников, не подписало акты сверки и не компенсировало суммы расходов на предоставление льгот за потребленный газ членам семей инвалидов ВОВ, участников ВОВ, ставших инвалидами по общему заболеванию, инвалидов боевых действий, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей.
Истец обратился с просьбой к "УСЗН" г. Ельца исполнить условия договора о компенсации названных расходов за июнь - июль 2005 года (письма б/н от 26.08.2005 и от 29.08.2005) (т. 1, л.д. 8 - 14).
В своих ответах от 31.08.2005 № 2064 и № 2065 "УСЗН" г. Ельца сообщило, что льготы по оплате за природный газ на членов семей в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 15, пункта 3 статьи 14 ФЗ "О ветеранах" не распространяются, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском.
Оценив материалы дела и установленные факты, суд пришел к выводу, что требование истца не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 № 209 было утверждено Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, согласно пункту 17 которого инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50% с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 № 5-ФЗ ветеранам предоставляется социальная защита в виде системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы, в том числе по оплате в размере 50% коммунальных услуг (газа), при этом аналогичная норма для членов семей указанных лиц этим законом не предусмотрена.
Как видно из материалов дела, истец предоставлял льготы не только инвалидам войны и лицам, указанным в Законе, но и членам семей инвалидов, совместно с ними проживающим, ссылаясь на пункт 3 статьи 11 Закона, согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены.
Однако в дальнейшем Законом РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" признан утратившим силу, а подпункт 9 пункта 1 статьи 14 того же Закона, как в ранее действующей редакции, так и в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ не распространяет оплату в размере 50% коммунальных услуг на членов семей инвалидов войны.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению. Учитывая, что Российская Федерация является правопреемником РСФСР, следует считать, что на территории Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Таким образом, со дня вступления в законную силу ФЗ от 22.08.2004 (статья 155), с 01.01.2005 Постановление Совета Министров СССР от 23.02.1981 № 209 при предоставлении льгот по оплате коммунальных платежей в размере 50% на членов семей инвалидов применяться не может, как противоречащее федеральному законодательству.
Ссылка истца на пункт 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации несостоятельна, так как согласно пункту 3 той же статьи Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иными словами, положения Конституции Российской Федерации дают федеральному законодателю право вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций.
Неправомерна и ссылка истца на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 № 423-О, в котором говорится о том, что подпункт 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, то есть льготы, поименованные в Законе "О ветеранах" и касающиеся инвалидов войны, должны распространяться и на совместно проживающих с ними членов семей (т. 3, л.д. 64).
Истец, ссылаясь на указанное Определение, не учитывает тот факт, что с 01.01.2005 пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" утратил силу, тогда как именно положение данного пункта было положено в основу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Определение было издано и вступило в законную силу до принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
Нормы Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, признающие утратившим силу пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" и отменившие льготы, предусмотренные подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 того же Закона в части предоставления льгот на членов семей инвалидов, не признаны неконституционными, что нашло свое отражение в Определении Конституционного Суда от 27.12.2005 № 502-О.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон № 69-ФЗ имеет дату 31.03.1999, а не 31.03.1996.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.03.1996 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения устанавливает порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Статья 10 Федерального закона "О ветеранах" определяет, что меры социальной поддержки, установленные статьей 14 того же Закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации, то есть обусловленной законом обязанностью Российской Федерации предоставить определенным лицам средства федерального бюджета.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходное обязательство, исполнение которого предусмотрено законом о бюджете на соответствующий финансовый год, становится бюджетным обязательством этого бюджета.
Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19, 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по оплате жилищно-коммунальных услуг - исходя "из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки".
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. В данный период порядок регулировался Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 № 652. Этим постановлением были утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил Министерство финансов Российской Федерации осуществляет перечисление субвенций, в том числе их перераспределение между субъектами Российской Федерации, на основании сведений и отчетов, представленных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и органами субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов РФ ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной защиты, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Статьей 47 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" установлены размеры субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций на финансирование расходов, предусмотренных на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (в том числе и по Федеральному закону "О ветеранах"). В 2005 году из Фонда компенсаций в бюджет Липецкой области выделена субвенция в размере 222924 тыс. рублей (т. 2, л.д. 151 - 152; т. 3, л.д. 1 - 5, 54 - 55) и была полностью израсходована, о чем свидетельствуют Закон Липецкой области "Об исполнении областного бюджета на 2005 год", отчет о расходовании субвенции за 4 квартал 2005 г. и по состоянию на 01.01.2006 (т. 3, л.д. 83, 86; т. 2, л.д. 143 - 144, 149 - 150).
Исходя из форм отчетной документации: отчетов о расходовании субвенций и сведениях о количестве лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки на соответствующий квартал, усматриваются лишь данные об общем количестве лиц, имеющих право на льготы, и собственно носителях льгот (т. 3, л.д. 43 - 53). В судебных заседаниях и отзывах на иск представители ответчиков поясняли, что члены семей льготников по Федеральному закону "О ветеранах" имеют право на меру социальной поддержки по оплате общей площади жилых помещений (жилищная услуга, предусмотренная подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 указанного Закона), и именно эти лица подразумеваются под членами семей, на которых распространяется льгота в виде 50% скидки по оплате занимаемой общей площади жилых помещений, а меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предусмотрены непосредственно самому инвалиду войны (т. 2, л.д. 133 - 140).
Таким образом, бюджетное обязательство Российской Федерации в отношении мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам войны, нашло свое закрепление в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2005 год" и стало бюджетным обязательством федерального бюджета, которое непосредственно распространило свое действие на определенную статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" категорию граждан - инвалидов войны. Перечень такой категории граждан является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Обязательства вследствие причинения вреда являются внедоговорными.
Ответственность за незаконные действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов наступает при наличии общих (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации) и специальных (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации) условий.
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя: 1) наступление вреда; 2) противоправность причинителя вреда (вина); 3) причинную связь между двумя первыми элементами; 4) размер причиненного вреда.
Применительно к рассматриваемому спору такими условиями должны являться: наличие у ООО "Л" убытков в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, причинной связи между действиями (бездействиями) ответчиков и наступившими последствиями, а специальным условием - признание неконституционными положений Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, отменившего льготы на членов семей инвалидов. При этом бремя доказывания всех обстоятельств возлагается на истца.
Как было установлено судом, истец предоставлял льготы категории граждан, не имеющей право на получение мер социальной поддержки, следовательно, убытков от действия либо бездействия государственных органов и органов местного самоуправления у него не образовалось. Свои обязательства по выделению субвенций на компенсацию жилищно-коммунальных услуг категориям граждан, которым такое право предоставлено законом, и их расходованию органы государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации исполнили в полном объеме.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако истец не доказал наличие состава правонарушения в действиях (бездействиях) ответчиков: противоправность причинителя вреда (вину); причинную связь между действиями (бездействиями) и наступившими последствиями, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению.
Такого подхода придерживается и Верховный Суд Российской Федерации. В своем Обзоре судебной практики за 3 квартал 2005 г. суд указал, что льгота по оплате за пользование коммунальными услугами, установленная статьей 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 22.08.2004), так же как и в ранее действовавшей редакции, на членов семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы не распространяется.
Расходы по оплате государственной пошлины согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. При подаче искового заявления истец оплатил государственную пошлину в сумме 3765 руб. 29 коп. с цены иска 113264 руб. 64 коп. Впоследствии истец уменьшил исковые требования до суммы 56716 руб. 58 коп., государственная пошлина с которой составляет 2201 руб. 50 коп. Во взыскании уточненных исковых требований истцу отказано, следовательно, государственная пошлина в сумме 2201 руб. 50 коп. относится на истца, а излишне уплаченная государственная пошлина по платежному поручению № 3364 от 27.09.2005 в сумме 1563 руб. 79 коп. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В иске отказать.
Истцу - Обществу с ограниченной ответственностью "Л" выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1563 руб. 79 коп.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, в месячный срок со дня его полного изготовления.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru