Законодательство
Липецкой области

Липецкая область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АС Липецкой области от 28.11.2006 № А36-2551/2006
В соответствии с пунктом 1.7 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" селитебная территория предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 31.08.2007 № А36-2551/2006 данное решение и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2007 оставлены без изменения.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2007 по делу № А36-2551/2006 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 2006 г. по делу № А36-2551/2006

Резолютивная часть решения объявлена 21.11.2006 г.
Решение в полном объеме изготовлено 28.11.2006 г.
Арбитражный суд Липецкой области
в составе: судьи Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полынковой Е.Г.,
рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Гусейнова Владимира Халиловича, г. Елец, Липецкой области
заинтересованное лицо:
Администрация г. Ельца, г. Елец, Липецкой области
о признании незаконным отказа Администрации г. Ельца в лице Комитета архитектуры и градостроительства г. Ельца в предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Елец, ул. Транспортная, напротив магазина "Все для быта", расположенного по адресу: г. Елец, ул. Транспортная, д. 1а и обязании Администрации г. Ельца предоставить истребованный земельный участок в аренду с указанием условий и срока его предоставления,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Чурсина А.В. - представителя (доверенность от 21.09.2006 г.),
от заинтересованного лица: Митрофанова А.Н. - ведущего специалиста Комитета архитектуры и градостроительства (доверенность от 11.01.2006 г. № 09/01-16),

установил:

заявитель, индивидуальный предприниматель Гусейнов Владимир Халилович, обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Ельца в лице Комитета архитектуры и градостроительства г. Ельца в предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Елец, ул. Транспортная, напротив магазина "Все для быта", расположенного по адресу: г. Елец, ул. Транспортная, д. 1а и обязании Администрации г. Ельца предоставить истребованный земельный участок в аренду с указанием условий и срока его предоставления (л.д. 2).
В предварительное судебное заседание представителем заявителя было направлено уточнение к ранее поданному заявлению, в котором предприниматель просил в решении обязать Администрацию г. Ельца предоставить земельный участок общей площадью 25 кв. м по адресу: г. Елец, ул. Транспортная, напротив магазина "Все для быта", расположенного по адресу: г. Елец, ул. Транспортная, 1а, с указанием срока и условий его предоставления (л.д. 23).
В соответствии с ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 49 АПК РФ уточненные заявителем требования приняты судом к рассмотрению.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал вышеуказанные требования, пояснив о том, что отказ в предоставлении земельного участка считает незаконным, так как решения городского совета народных депутатов, утвердившего генеральный план развития г. Ельца в средствах массовой информации не опубликовывалось, действующим законодательством не предусмотрено нормы, запрещающей размещение складского помещения в селитебной зоне, сведений о том, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или не может быть представлен в аренду по иным причинам письмо Администрации г. Ельца не содержит. Кроме того, после первоначального обращения 22.09.2004 г. в Администрацию г. Ельца, с ведома последней, третьим лицом был установлен металлический ларек, который по своим техническим характеристикам и по характеру использования не имеет существенных отличий от металлического ангара (л.д. 2, 23).
Представитель Администрации г. Ельца требования, изложенные в заявлении, не признал, указав на то, что отказ в предоставлении земельного участка для строительства складского помещения обоснован, так как заявителем не был соблюден предусмотренный ст. 31 ЗК РФ порядок обращения в орган местного самоуправления, спорный участок в соответствии с действующим генеральным планом г. Ельца находится в селитебной зоне, где строительство складских помещений не допускается, строительство на данном участке также невозможно вследствие наличия сетей водопровода, канализации, высоковольтных кабелей (л.д. 32).
В связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 21.11.2006 г. 10 часов 20 минут (л.д. 107, 108).
После перерыва заявитель в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без своего участия (л.д. 85).
Представитель заинтересованного лица поддержал ранее изложенную в отзыве позицию.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд установил следующее.
Согласно свидетельству серии 48 № 000774064 Гусейнов Владимир Халилович зарегистрирован Администрацией г. Ельца 12.01.2000 г. № 6482, о чем 20.04.2004 г. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 г. за основным государственным регистрационным номером 304482111100354 (л.д. 9).
29.08.2006 г. индивидуальный предприниматель Гусейнов В.Х. обратился в Администрацию г. Ельца с заявлением о предоставлении в порядке ст. 31 ЗК РФ на праве аренды земельного участка общей площадью 25 кв. м по адресу: г. Елец, ул. Транспортная, напротив магазина "Все для быта", расположенного по адресу: г. Елец, ул. Транспортная, д. 1а для установки складского помещения в виде железного ангара общей площадью 16 кв. м, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности в магазине "Все для быта", направлении копии решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка в течение семи дней с момента утверждения (л.д. 7).
05.09.2006 г. Администрацией г. Ельца в лице Комитета архитектуры и градостроительства заявителю был направлен ответ № 699-01-9, в котором было указано, что согласно утвержденному Решением 20 сессии 21 созыва генеральному плану г. Ельца в результате специального анализа территории города выделены в специальные функциональные зоны: селитебную, промышленную, коммунально-складскую, зону внешнего транспорта, зону отдыха, а также о том, что испрашиваемое место относится к селитебной зоне, которая не предполагает размещения складских помещений, по градостроительным нормам складские помещения должны размещаться на специально отведенных территориях, кроме того, дополнительно сообщено, что обслуживание населения в селитебной зоне посредством временной установки киосков, павильонов предусмотрено (л.д. 8).
Полагая, что вышеуказанный ответ не соответствует ст. 29, 31 Земельного кодекса РФ, пп. 6 ст. 16, п. 10 тс. 18 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" от 06.07.1991 г., абз. 2 п. 1.7 СНиП 2.07.01.-89 "Строительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и нарушает права и законные интересы заявителя на предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства, индивидуальный предприниматель Гусейнов В.Х. обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Судом установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 1, п/п 1, 2, 9, 11, 16, 21 ч. 2 ст. 6 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 29.08.1995 г. № 154-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 № 38-ФЗ, от 26.11.1996 № 141-ФЗ, от 17.03.1997 № 55-ФЗ, от 04.08.2000 № 107-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 07.07.2003 № 123-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 21.07.2005 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ) в ведении органов местного самоуправления находятся, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
В силу ч. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ в редакции Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ; от 29.06.2004 № 58-ФЗ; от 03.10.2004 № 123-ФЗ; от 21.12.2004 № 172-ФЗ; от 29.12.2004 № 189-ФЗ; от 29.12.2004 № 11-ФЗ; от 07.03.2005 № 15-ФЗ; от 21.07.2005 № 111-ФЗ; от 22.07.2005 № 117-ФЗ; от 31.12.2005 № 206-ФЗ; от 17.04.2006 № 53-ФЗ, от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 30.06.2006 № 92-ФЗ, от 30.06.2006 № 93-ФЗ, от 27.07.2006 № 154-ФЗ (далее ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1, 2 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами.
В силу ч. 6, 7, 9 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
В судебном заседании представитель Администрации г.Ельца пояснил, что утвержденных Правил застройки г. Ельца не имеется. До их принятия при определении градостроительных и иных условий использования соответствующей территории Администрация г. Ельца руководствуется документом территориального планирования - генеральным планом г. Ельца, информация об утверждении которого была опубликована в газете Елецкого городского Совета народных депутатов "Красное знамя" № 22 (17194) от 27.02.1993 г. (л.д. 87).
Как следует из заявления от 29.08.2006 г., индивидуальный предприниматель Гусейнов В.Х. просил предоставить для строительства складского помещения земельный участок общей площадью 25 кв. м по адресу: г. Елец, ул. Транспортная, напротив магазина "Все для быта", расположенного по адресу: г. Елец, ул. Транспортная, д. 1а (л.д. 7).
Из представленной в материалы дела выкопировки из генерального плана г. Ельца усматривается, что испрашиваемый заявителем участок располагается на территории одноэтажной застройки, т.е. не на промышленной или коммунально-складской территориях (л.д. 88).
В судебном заседании представитель Администрации г. Ельца подтвердил, что испрашиваемый земельный участок находится в центре жилого района (л.д. 32).
В соответствии с п. 1.7 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" с учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.
Селитебная территория предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов, научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.
Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории формируют систему открытых пространств.
В соответствии с п. 3.14 вышеуказанного СНиПа на территориях коммунально-складских зон (районов) следует размещать предприятия пищевой (пищевкусовой, мясной и молочной) промышленности, общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные склады (холодильники, картофеле-, овоще-, фруктохранилища), предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города.
Из ответа Администрации г. Ельца на заявление Гусейнова В.Х. следует, что испрашиваемый участок располагается в селитебной зоне (территории одноэтажной застройки), которая не предполагает размещение складских помещений (л.д. 8).
Более того, на ранее поданное заявление предпринимателя от 22.09.2004 г. о разрешении строительства склада Администрацией г. Ельца ему было отказано из-за наличия на этом участке инженерных коммуникаций: сетей водопровода, канализации и высоковольтных кабелей (л.д. 5, 6).
Что же касается довода заявителя о нахождении на вышеуказанной территории металлического ларька, то как следует из ответа Администрации г. Ельца от 05.09.2006 г., обслуживание населения посредством временной установки киосков, павильонов предусмотрено Положением "О порядке предоставления в аренду земельных участков для размещения временных объектов для торговли и оказания услуг в г. Ельце, их эксплуатации и перемещения", утвержденного решением Елецкого городского совета депутатов от 30.03.2004 г. № 304. В соответствии с п. 2 вышеуказанного Положения металлический ангар для хранения товаров ко временным объектам не может быть отнесен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации г. Ельца в предварительном согласовании места размещения объекта соответствует вышеприведенному законодательству и не нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Гусейнова В.Х., в этой связи требования заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать индивидуальному предпринимателю Гусейнову Владимиру Халиловичу в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Администрации г. Ельца в лице Комитета архитектуры и градостроительства г. Ельца в предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Елец, ул. Транспортная, напротив магазина "Все для быта", расположенного по адресу: г. Елец, ул. Транспортная, д. 1а и обязании Администрации г. Ельца предоставить земельный участок общей площадью 25 кв. м с указанием условий и срока его предоставления.
Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области в месячный срок со дня принятия и по истечении указанного срока в двухмесячный срок в том же порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянск.

Судья
Е.И.ЗАХАРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru